Музыка, став явлением культурного пространства семьи в России XVIII - начала XX века, позволила говорить о семейной музыкальной культуре. Она играла ведущую роль в формировании личности ребёнка. Тому есть неопровержимые доказательства, прежде всего в документальных, архивных, мемуарных, а также художественных источниках. Детское развитие и воспитание происходило, как правило, в процессе домашнего обучения.

  Значение семейной музыкальной культуры состоит в том, что, с одной стороны, такое музицирование ориентировано на становление личности ребёнка, на развитие его чувств, эмоций, художественного вкуса и эмоционально-нравственных поступков, то есть на формирование музыкальной культуры ребёнка как части его духовной культуры. С другой стороны, домашнее музицирование способствует социальной адаптации детей в обществе, выявлению их художественных способностей.

  Как уже было отмечено, музыкальному воспитанию всегда уделяли пристальное внимание в различных слоях общества. В процессе домашнего музицирования широко применялся метод ансамблевого обучения детей. В высших слоях российского общества центрами любительского музицирования становились великосветские салоны, дома состоятельных граждан. Для них был характерен интерес к западноевропейскому искусству, в частности, увлечение оперой и квартетной музыкой. Народ, не знавший музыкальной грамоты, сохранил традиции семейного музицирования по слуху и обучение игре на музыкальных инструментах на основе подражательности ("с рук"). В семьях имущих слоёв значительную роль выполняли домашние учителя.

  Подчеркнём, что овладение музыкально-исполнительскими навыками в России в XVIII - начале XIX века считалось признаком европейского воспитания и светской галантности. В начале XX века данный процесс окончательно завершил своё становление и развитие, выходя за пределы семьи. Музицирование становится массовым культурным образом жизни, времяпрепровождением. Домашнее музицирование постепенно становится неотъемлемым атрибутом не только в высшем аристократическом обществе, но и в семьях "образованных купцов", что свидетельствует о широкой популяризации музыки.

Особое внимание в рамках домашнего обучения на протяжении XIX - начала XX века уделяется музыкально-образовательному компоненту, который на протяжении столетий определял культурный уклад российской образованной семьи. "Все хотели, чтобы дети владели каким-нибудь музыкальным инструментом...А домашнее музицирование способствует развитию музыкальной отзывчивости, помогает развивать уверенность в себе, творческие способности. При этом если ребёнок чувствует, что его умение может доставить удовольствие его родным, друзьям, что благодаря своим музыкальным достижениям он становится интереснее в их глазах, у него растёт чувство самоуважения, повышается самооценка".